VII Съезд биофизиков России
Краснодар, Россия
17-23 апреля 2023 г.
Главная
О Съезде
Организаторы
Программный комитет
Программа Съезда
Место проведения Съезда
Проживание
Оргвзносы
Основные даты
Регистрация
Публикации материалов Съезда
Молодежный конкурс
Контакты
Тезисы
English version
Партнеры Съезда
Правила оформления докладов

Программа Съезда

Секции и тезисы:

Биофизическое образование

Методическое обеспечение дистанционных занятий по медицинской и биологической физике

И..И.. Дигурова1*, Т..В.. Мачнева1, А..И.. Дигурова1

1.РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России;

* digurova56(at)mail.ru



Система образования в наибольшей степени испытала ограничения и необходимость выполнения требований карантина во время пандемии COVID - 19 [1]. Вынужденный переход на удаленное обучение сделал актуальным вопрос о методическом обеспечении дистанционных занятий. На кафедре физики и математики РНИМУ им. Н. И. Пирогова при изучении дисциплины «Медицинская и биологическая физика», как при традиционном аудиторном, так и при удаленном обучении студенты могут воспользоваться, кроме учебников, видеолекциями и методическими разработками по темам занятий. Для дистанционного проведения лабораторного практикума на кафедре были подготовлены видео презентации или презентации со звуковой «дорожкой» и карточки с заданиями по практической части лабораторных работ. Однако такой комплект, на наш взгляд, не является достаточным. При изучении физики и биофизики в медицинском университете нередко приходится сталкиваться со сниженной мотивацией, что особенно заметно при дистанционной работе. При проведении занятий в режиме онлайн возрастает роль наглядности. Еще одной проблемой является проведение удаленного модульного контроля. В связи с этим нами были разработаны и опробованы комплекты методических материалов к дистанционным лабораторно - практическим занятиям по медицинской и биологической физике, проводимым в режиме реального времени.

Повышению заинтересованности учащихся способствует, в первую очередь, подбор профильных задач, связанных с диагностическим и лечебным применением физических факторов, изучением организма с точки зрения физики, работой медицинских приборов. Как и при традиционных занятиях, материалы подбирались с учетом направления подготовки студентов (лечебное дело, педиатрия или стоматология). По каждой теме были сделаны презентации по решению профессионально ориентированных задач по медицинской физике и биофизике. С учетом обучения студентов нефизических специальностей, использовались несложные задания тренировочного типа с подробным разбором решения. Также для усиления мотивации представлялось полезным составление схем, демонстрирующих межпредметные связи и возможности практического применения изучаемых явлений в медицине [2]. Для повторения основных теоретических вопросов использовались презентации с небольшим количеством слайдов, не дублирующие лекции, но акцентирующие внимание учащихся на наиболее важных вопросах. В дальнейшем при подготовке дистанционных занятий можно добавить и другие формы закрепления знаний, например, глоссарий. Также, если позволяет время, на занятии можно использовать презентации по дополнительному материалу, не входящему в лекции. Небольшие сообщения с текстовыми, графическими или анимационными иллюстрациями могут сделать и сами студенты. Это повысит их активность, самостоятельность и заинтересованность в изучаемом материале, способствуя тем самым формированию профессиональных компетенций.

При проведении модульного контроля обоснованной являлась комбинированная проверка знаний: письменный опрос и собеседование в режиме видеоконференции с использованием такого дидактического средства как блиц - опрос [3, 4]. Для письменной части были составлены по каждой теме не менее 15 вариантов билетов. С их помощью проверялись знания формулировок законов, схем, графиков, формул, навыки решения графических или расчетных задач. При собеседовании в режиме блиц - опроса не только качество, но и быстрота ответов позволяли оценить уровень подготовки студента. Для проведения таких опросов был подготовлен банк заданий по каждой теме.

Используемый подход к организации удаленного занятия и его методическое обеспечение позволили сделать обучение более эффективным, улучшить взаимодействие между преподавателем и студентами. Подготовка к дистанционному занятию является трудоемкой, поэтому оптимальным было бы распределение изучаемых тем между преподавателями и создание единого методического комплекса. Рассматривая удаленные занятия как временное явление, следует обратить внимание на возможности интеграции форматов дистанционного и традиционного аудиторного обучения.

1. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 101-112. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-101- 112.

2. Дигурова И. И., Крайнова Е. Ю., Дигуров Р. В., Гурова Н. Н. К вопросу повышения мотивации в учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов // Актуальные проблемы физики и технологии в образовании, науке и производстве : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Рязань, 2019. — С.138–142.

3. Дигуров Р. В., Гурова Н. Н. Опыт проведения модульного контроля по физике у студентов нефизических специальностей // Актуальные проблемы физики и технологии в образовании, науке и производстве: материалы III Всерос. науч.-практ. конф., 25–26 марта 2021 года / под ред. В. А. Степанова, О. В. Кузнецовой. — Рязань : Ряз. гос. ун-т имени С. А. Есенина, 2021. — С. 55–57.

4. Гусев Д. А., Бутина Е. А. Блиц-опрос как дидактическое средство контроля знаний учащихся / Образовательные ресурсы и технологии. – № 4 (25). – 2018. – С. 29–35.

Methodological support for remote lessons in medical and biological physics

I..I.. Digurova1*, T..V.. Machneva1, A..I.. Digurova1

1.Pirogov Russian National Research Medical University;

* digurova56(at)mail.ru

The education system has experienced the most restrictions and the need to comply with quarantine requirements during the COVID - 19 pandemic [1]. The forced transition to remote learning has made the issue of methodological support for distance learning relevant. At the Department of Physics and Mathematics of the Pirogov Russian National Research Medical University, when studying the discipline "Medical and Biological Physics", both in traditional classroom and remote learning, students can use, in addition to textbooks, video lectures and methodological developments on the topics of classes. Video presentations or presentations with an audio “track” and cards with assignments for the practical part of the laboratory work were prepared for the remote conduct of a laboratory workshop at the department. However, such a set, in our opinion, is not sufficient. When studying physics and biophysics at a medical university, one often has to deal with reduced motivation, which is especially noticeable when working remotely. When conducting classes online, the role of visibility increases. Another problem is the implementation of remote modular control. In this regard, we have developed and tested sets of methodological materials for remote laboratory and practical classes in medical and biological physics, conducted in real time.

The increase in students' interest is facilitated, first of all, by the selection of specialized tasks related to the diagnostic and therapeutic use of physical factors, the study of the body from the point of view of physics, and the operation of medical devices. As in traditional classes, the materials were selected taking into account the direction of the students' training (general medicine, pediatrics or dentistry). For each topic, presentations were made on solving professionally oriented problems in medical physics and biophysics. Taking into account the training of students of non-physical specialties, simple tasks of the training type with a detailed analysis of the solution were used. Also, to enhance motivation, it seemed useful to draw up diagrams demonstrating interdisciplinary connections and the possibility of practical application of the studied phenomena in medicine [2]. To repeat the main theoretical questions, presentations with a small number of slides were used, not duplicating lectures, but focusing students' attention on the most important issues. In the future, when preparing distance learning, you can add other forms of knowledge consolidation, for example, a glossary. Also, if time permits, presentations on additional material not included in the lectures can be used in class. Small messages with text, graphics or animation illustrations can be made by the students themselves. This will increase their activity, independence and interest in the material being studied, thereby contributing to the formation of professional competencies.

When conducting modular control, a combined knowledge test was justified: a written survey and an interview via video conference using such a didactic tool as a blitz survey [3, 4]. For the written part, at least 15 ticket options were compiled for each topic. With their help, knowledge of the formulations of laws, schemes, graphs, formulas, skills in solving graphic or calculation problems were tested. When interviewing in the blitz mode - a survey, not only the quality, but also the speed of the answers made it possible to assess the level of the student's preparation. To conduct such surveys, a bank of tasks for each topic was prepared.

The approach used to organize remote classes and its methodological support made it possible to make learning more effective and improve interaction between the teacher and students. Preparation for a distance lesson is time-consuming, so it would be optimal to distribute the topics studied among teachers and create a single methodological complex. Considering remote classes as a temporary phenomenon, attention should be paid to the possibilities of integrating distance and traditional classroom learning formats.

1. Gafurov I.R., Ibragimov G.I., Kalimullin A.M., Alishev T.B. Transformation of education in higher education during a pandemic: pain points // Higher education in Russia. 2020. V. 29. No. 10. S. 101-112. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112.

2. Digurova I. I., Krainova E. Yu., Digurov R. V., Gurova N. N. On the issue of increasing motivation in teaching and research and research activities of students // Actual problems of physics and technology in education, science and production: materials of Vseros. scientific-practical. conf. - Ryazan, 2019. - P. 138–142.

3. Digurov R. V., Gurova N. N. Experience of carrying out modular control in physics among students of non-physical specialties // Actual problems of physics and technology in education, science and production: materials of the III All-Russia. scientific-practical. conf., March 25–26, 2021 / ed. V. A. Stepanova, O. V. Kuznetsova. - Ryazan: Ryaz. state University named after S. A.Yesenina, 2021. - S. 55–57.

4. Gusev D. A., Butina E. A. Blitz-survey as a didactic means of controlling students' knowledge / Educational resources and technologies. - No. 4 (25). - 2018. - S. 29–35.


Докладчик: Дигурова И..И..
180
2022-10-27

Национальный комитет Российских биофизиков © 2022
National committee of Russian Biophysicists