VII Съезд биофизиков России
Краснодар, Россия
17-23 апреля 2023 г.
Главная
О Съезде
Организаторы
Программный комитет
Программа Съезда
Место проведения Съезда
Проживание
Оргвзносы
Основные даты
Регистрация
Публикации материалов Съезда
Молодежный конкурс
Контакты
Тезисы
English version
Партнеры Съезда
Правила оформления докладов

Программа Съезда

Секции и тезисы:

Биофизическое образование

Модель интегрированной академической магистратуры-аспирантуры

М.П. Евстигнеев1*

1.Севастопольский государственный университет;

* max_evstigneev(at)mail.ru

Проблематика исследовательской аспирантуры



Исследовательская аспирантура в настоящее время составляет основу системы воспроизводства научно-педагогических кадров в развитых станах мира. Более того, эффективность института аспирантуры коррелирует с технологической развитостью государства и, в связи с этим, имеет и экономический аспект.

Существует устойчивое мнение, что в Российской Федерации институт аспирантуры является сравнительно малоэффективным: данные статистики указывают, что лишь 30% выпускников аспирантуры получают степень кандидата наук, причем не более трети из них в дальнейшем занимаются научной деятельностью. Одной из составляющих этой проблемы является характерная для современной российской системы разобщенность вузовской и академической науки.

Рассмотрим проблематику повышения эффективности института академической (исследовательской) магистратуры-аспирантуры (ИАМА) на базе научно-образовательного центра мирового уровня «Морские науки, технологии и региональные экосистемы» (НОЦ), созданного с участием ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (СевГУ) в кооперации с пятью институтами академии наук: ФИЦ «Институт биологии южных морей им. А.О. Ковалевского РАН», ФИЦ «Морской гидрофизический институт РАН», «Институт природно-технических систем», «Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад – Национальный научный центр РАН», «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма».



Общие принципы ИАМА



1. «Продукт» ИАМА – кандидат наук в области естественных наук, обладающий исследовательской компетенцией, а также знаниями и навыками, необходимыми для организации самостоятельной исследовательской деятельности.

2. Показателями эффективности ИАМА являются: 1) доля магистрантов, продолживших свою исследовательскую траекторию в аспирантуре, либо в качестве штатного исследователя, 2) доля аспирантов, представивших в диссертационный совет свою научную работу в срок (т.е. в период обучения в аспирантуре).

3. Преемственность учебных планов магистратуры и аспирантуры. Предполагает формирование условно «единого» учебного плана «2+4»-шестилетнего учебного процесса, особенностью которого является его конструирование с учетом того научного направления и той квалификационной научной задачи, которая будет решаться будущим выпускником магистратуры – аспирантом – на этапе подготовки кандидатской диссертации.

4. Преемственность научного руководства исследовательской программой обучающегося. Предполагает, что в идеальном случае руководителем образовательной программы на этапе магистратуры и аспирантуры является один и тот же ведущий ученый.

5. Приоритетность конструирования ИАМА как «научно-исследовательской программы, включающей образовательную компоненту, а не как образовательной программы, включающей научно-исследовательскую компоненту». Данный подход в первую очередь отражает принцип глубокой интеграции и неразрывности исследовательского и образовательного процессов.

В рамках общих подходов формирования ИАМА, описанных выше, институт интегрированной магистратуры-аспирантуры, реализующийся на базе кооперации вузов и НИИ севастопольского НОЦ, имеет следующие фокусы:

1. Основным заказчиком и потребителем выпускника ИАМА являются НИИ-участники НОЦ.

2. Инструментом реализация ИАМА является так называемая «кафедра исследовательского типа»: это базовая кафедра НИИ, созданная в вузе, при которой существует научно-исследовательская лаборатория, проводящая исследования по совместно скоординированным тематическим планам исследований вуза и НИИ. Руководителями основных образовательных программ магистратуры и/или аспирантуры, как правило, являются кадровые сотрудники НИИ.

3. Модель учебного процесса на этапе магистратуры – проблемно-центрированная – фокус которой ориентирован на решение обучающимися научной задачи в рамках актуальной научной проблемы (тематики исследования). В рамках тематики формируется пул конкретных исследовательских задач. Группа магистрантов разбивается на подгруппы, каждой из которых ставится одна задача из пула. Решение этой задачи составляет основу будущей выпускной квалификационной работы магистра и основой кандидатской диссертации наиболее талантливых выпускников.



Опыт реализации модели ИАМА



Прообраз модели ИАМА реализовывался нами на регулярной основе сравнительно давно, начиная с 2005 года, по направлению подготовки магистратуры «Физика» профиль «Биофизика» и аспирантуры по специальности 03.01.02-биофизика (физико-математические науки). Тематика научного исследования и учебный план выстраивался в единой логике начиная с 3-го курса бакалавриата вплоть до аспирантуры под единый предмет исследования – комплексообразование биомолекул, – накладывающий определенную специфику на содержание и перечень учебных курсов. Начиная с 2005 по 2014 годы по этому учебному плану было защищено 8 кандидатских диссертаций по специальности «биофизика» строго в срок окончания аспирантуры соискателями, являвшимися выпускниками данной магистратуры. Недостатком этого опыта явилось отсутствие партнеров из академии наук как «заказчиков» молодых исследователей по данному направлению, в результате чего большая часть защищенных аспирантов «осели» в СевГУ в качестве преподавателей с частичной деградацией исследовательской компетенции, либо иммигрировали за рубеж.

Начиная с 2021 года на базе Института перспективных исследований СевГУ реализуются уже четыре полноценных кейса ИАМА с выходом в аспирантуру академических институтов-партнеров:

- «Физика» профиль «Биофизика»,

- «Физика» профиль «Спутниковая океанология»,

- «Биология» профиль «Гидробиология» и «Ботаника и функциональная геномика».

- «Экология и природопользование» профиль «Природно-технические системы».

В этих кейсах удалось достичь уровня кооперации вуза и академических институтов, которого до сих пор в севастопольском регионе не было, что указывает на перспективу повышения эффективности академической аспирантуры.

Model of integrated academic MSc-PhD program

M.P. Evstigneev1*

1.Sevastopol State University;

* max_evstigneev(at)mail.ru

The current situation with PhD education.



Research postgraduate studies currently form the basis of the system for the reproduction of scientific and pedagogical personnel in the developed countries of the world. Moreover, the effectiveness of the institution of postgraduate studies correlates with the technological development of the state and, in this regard, has an economic aspect.

There is a strong opinion that in the Russian Federation the institution of postgraduate studies is relatively ineffective: statistics indicate that only 30% of PhD graduates receive a Ph.D. degree, and no more than a third of them subsequently engage in scientific activities. One of the components of this problem is the disunity of university and academic science that is characteristic of the modern Russian system.

Let us consider the problem of elevating the efficiency of the institute of integrated academic master's-PhD studies (IAMP) on the basis of the world-class scientific and educational center "Marine Sciences, Technologies and Regional Ecosystems" (SEC), created with the participation of Sevastopol State University (SevSU) in cooperation with five institutes of the Academy of Sciences.



General principles of IAMP



1. "Product" of IAMP is a candidate of sciences in the field of natural sciences, possessing research competence, as well as the knowledge and skills necessary for organizing independent research activities.

2. The performance indicators of IAMP are: 1) the fraction of undergraduates who continued their research trajectory in graduate school, or as a full-time researcher, 2) the fraction of graduate students who submitted their scientific work to the dissertation council on time (i.e. during the period of postgraduate study).

3. Continuity of master's and postgraduate curricula. It assumes the formation of a conditionally “single” curriculum “2+4”-six-year educational process, a feature of which is its design, taking into account the scientific direction and the qualifying scientific task that will be solved by the future graduate of the master's program - a graduate student - at the stage of preparing a PhD thesis.

4. Continuity of scientific management of the student's research program. Assumes that in the ideal case, the supervisor of the educational program at the stage of master's and postgraduate studies is the same leading scientist.

5. The priority of designing IAMP as "a research program that includes an educational component, and not as an educational program that includes a research component." This approach primarily reflects the principle of deep integration and continuity of research and educational processes.

Within the framework of the general approaches to the formation of IAMP, described above, the institute of integrated master's and PhD studies, implemented on the basis of cooperation between universities and research institutes of the Sevastopol SEC, has the following focuses:

1. The main customer and consumer of the IAMP graduate are the research institutes participating in the SEC.

2. The instrument for the implementation of IAMP is the so-called "department of research type": this is the basic department of the research institute, created at the university, in which there is a research laboratory that conducts research on jointly coordinated thematic research plans of the university and the research institute. The supervisors of the main educational programs of master's and/or postgraduate studies, as a rule, are staff members of research institutes.

3. The model of the educational process at the stage of the magistracy is problem-centered, i.e. focus on solving a scientific problem by students within the framework of an actual scientific problem (research topic). Within the framework of the subject, a set of specific research tasks is formed. The group of undergraduates is divided into subgroups, each of which is assigned one task from the pool. The solution of this problem forms the basis of the future master's graduate qualification work and the basis of the candidate's dissertation of the most talented graduates.



Experience in implementing the IAMP model



The prototype of the IAMP model has been implemented by us on a regular basis for a relatively long time, since 2005, in the direction of preparing the master's program "Physics" profile "Biophysics" and postgraduate studies in the specialty 03.01.02-biophysics (physical and mathematical sciences). The topics of scientific research and the curriculum were built in a single logic starting from the 3rd year of undergraduate studies up to postgraduate studies under a single subject of research - the complexation of biomolecules - imposing certain specifics on the content and list of training courses. From 2005 to 2014, according to this curriculum, 8 Ph.D. theses in the specialty "Biophysics" were defended strictly on time for the completion of postgraduate studies by applicants who were graduates of this master's program. The disadvantage of this experience was the lack of partners from the Academy of Sciences as "customers" of young researchers in this area, as a result of which most of the defended graduate students "settled" at SevSU as lecturers with partial degradation of research competence, or immigrated abroad.

Starting from 2021, on the basis of the Institute for Advanced Studies of SevSU, four full-fledged IAMP cases are already being implemented with admission to the graduate school of academic partner institutions:

- "Physics" profile "Biophysics",

- "Physics" profile "Satellite Oceanology",

- "Biology" profile "Hydrobiology" and "Botany and functional genomics".

- "Ecology and nature management" profile "Natural and technical systems".

In these cases, it was possible to achieve a level of cooperation between the university and academic institutions, which has not yet been in the Sevastopol region, which indicates the prospect of increasing the efficiency of academic postgraduate studies.



Докладчик: Евстигнеев М.П.
189
2022-10-27

Национальный комитет Российских биофизиков © 2022
National committee of Russian Biophysicists