VII Съезд биофизиков России
Краснодар, Россия
17-23 апреля 2023 г.
Главная
О Съезде
Организаторы
Программный комитет
Программа Съезда
Место проведения Съезда
Проживание
Оргвзносы
Основные даты
Регистрация
Публикации материалов Съезда
Молодежный конкурс
Контакты
Тезисы
English version
Партнеры Съезда
Правила оформления докладов

Программа Съезда

Секции и тезисы:

Биофизическое образование

Решение задач по физике и биофизике на разных видах занятий в медицинском университете

Р.В. Дигуров1*, И.И. Дигурова2

1.Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов;
2.Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова;

* roman.digurov(at)yandex.ru

Исследование явлений жизни с использованием физических представлений и методов невозможно переоценить с позиций формирования врачебных компетенций у студентов медицинского университета. Профессионально - ориентированные задачи по физике и биофизике интегрируют фундаментальные и специальные знания, создают умения и навыки, необходимые в будущей деятельности врача, а акцент на межпредметные связи усиливает мотивацию студентов к изучению этих дисциплин, повышает их активность, развивает способность к логическому и аргументированному анализу. Желательно, чтобы решение задач в процессе обучения на кафедрах физики и биофизики было систематическим. Однако использование этого элемента учебной работы на практическом занятии бывает затруднено. Здесь следует учитывать, во-первых, недостаточный уровень школьной подготовки первокурсников по физике. Этот фактор влияет на уровень усвоения студентами физики и биофизики в непрофильных ВУЗах. А во-вторых, устранить пробел в неумении решать задачи на первом курсе бывает затруднительно из-за дефицита времени вследствие небольшого количества учебных часов. Для нахождения путей решения этой проблемы нами исследовалась возможность применения задач на разных видах занятий по физике, математике, медицинской и биологической физике со студентами – первокурсниками медицинского университета: лабораторно-практических, семинарских и контрольных.

На занятиях семинарского типа предлагались задания, связанные с изучением организма с точки зрения физики, применения физических процессов, явлений и приборов для диагностики и лечения. Важным представлялось использование задач при рассмотрении вопросов по биофизике тканей и органов, биофизике клетки, моделированию биофизических процессов, воздействию на человека внешних физических полей и потоков радиоактивных излучений. Полезным является включение задач в домашнее задание для закрепления полученных знаний и умений. С учетом того, что занятия проводятся со студентами нефизических специальностей, предлагаемые задания не были сложными. При обсуждении теоретического материала на лабораторных занятиях решались задачи, относящиеся к проведению конкретного лабораторного эксперимента, в том числе графические, наиболее наглядно отражающие функциональные зависимости [1]. Использование таких заданий на лабораторном практикуме снимало вопрос о недостаточном времени на решение задач, повышало заинтересованность в проведении эксперимента и улучшало качество предоставляемых отчетов по лабораторным работам. Экспериментальная часть лабораторно-практического занятия в этом случае становится развитием теоретической и расчетной частей [2]. Если позволяет продолжительность занятия, то несложные задачи можно использовать и при защите лабораторной работы для более полной оценки полученных знаний и умений. Важным критерием усвоения материала является качество решения профильных задач при проведении контрольных занятий [3]. Такой метод контроля стимулирует познавательную активность студентов. Особенно результативным он оказался при вынужденном переходе на дистанционное обучение. Задачи, входящие в билеты для модульного контроля, позволили эффективно проверить усвоение профессионально ориентированного содержания физики и биофизики будущими врачами. Профильные физические задачи могут быть также использованы и в работе студенческого научного кружка на кафедрах физики и биофизики. Научно-исследовательские ситуационные задания в большей степени моделируют профессиональную деятельность. Интересной представляется практика составления задач студентами с помощью преподавателя по теме научного исследования.

Таким образом, использование задач профильного характера на разных видах занятий в значительной мере устраняет проблему дефицита времени на их решение, повышает заинтересованность студентов в изучении физики и биофизики, способствует формированию компетенций врача.

1. Дигурова И.И., Дигуров Р.В. Решение профессионально — ориентированных физических задач на лабораторном занятии // Актуальные проблемы физики и технологии в образовании, науке и производстве: материалы IV Всерос. Науч.- практ. Конф., посвящ. 120-летию Александра Васильевича Пѐрышкина, 24–25 марта 2022 года / под ред. В. А. Степанова, О. В. Кузнецовой. — Электрон. Текстовые дан. (1 файл: 8,81 МB). — Рязань: Ряз. Гос. Ун-т имени С. А. Есенина, 2022. - С. 72-73.

2. Артюхина, А. И. Практическое занятие в высшей медицинской школе: учеб. пос. /А. И. Артюхина, В. И. Чумаков. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2017. – 232 с.

3. Кривцова И.О., Плетнев А.В., Бельчинский В.В. Анализ эффективности профильного изучения физики в медицинском вузе в рамках формирования профессиональных компетенций будущего врача // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. –С. 106-108.

Solving problems in physics and biophysics in different types of classes at medical university

R.V. Digurov1*, I.I. Digurova2

1.Technological Institute for Superhard and Novel Carbon Materials;
2.Pirogov Russian National Research Medical University;

* roman.digurov(at)yandex.ru

The study of life phenomena using physical concepts and methods cannot be overestimated from the standpoint of the formation of medical competencies among students of a medical university. Professionally-oriented tasks in physics and biophysics integrate fundamental and special knowledge, create skills and abilities necessary in the future activities of a doctor, and an emphasis on interdisciplinary connections enhances students' motivation to study these disciplines, increases their activity, develops the ability for logical and reasoned analysis. It is desirable that the solution of problems in the learning process at the departments of physics and biophysics be systematic. However, the use of this element of educational work in a practical lesson can be difficult. Here one should take into account, firstly, the insufficient level of school preparation of first-year students in physics. This factor affects the level of mastering physics and biophysics by students in non-core universities. And secondly, it can be difficult to eliminate the gap in the inability to solve problems in the first year because of the lack of time due to the small number of study hours. To find ways to solve this problem, we studied the possibility of using tasks in different types of classes in physics, mathematics, medical and biological physics with first-year students of a medical university: laboratory-practical, seminary and control.

At the seminar-type classes, tasks were offered related to the study of the body from the point of view of physics, the use of physical processes, phenomena and devices for diagnosis and treatment. It seemed important to use problems when considering questions on the biophysics of tissues and organs, cell biophysics, modeling of biophysical processes, the impact on a person of external physical fields and fluxes of radioactive radiation. It is useful to include tasks in homework to consolidate the acquired knowledge and skills. Taking into account the fact that classes are held with students of non-physical specialties, the proposed tasks were not difficult. When discussing theoretical material in laboratory classes, tasks related to a specific laboratory experiment were solved, including graphical ones that most clearly reflect functional dependencies [1]. The use of such tasks in a laboratory workshop removed the issue of insufficient time for solving problems, increased interest in conducting an experiment, and improved the quality of reports on laboratory work. The experimental part of the laboratory-practical lesson in this case becomes the development of the theoretical and computational parts [2]. If the duration of the lesson allows, then simple tasks can also be used in the defense of laboratory work for a more complete assessment of the acquired knowledge and skills. An important criterion for the assimilation of the material is the quality of solving profile problems during control classes [3]. This method of control stimulates the cognitive activity of students. It turned out to be especially effective during the forced transition to distance learning. The tasks included in the tickets for modular control made it possible to effectively check the assimilation of the professionally oriented content of physics and biophysics by future doctors. Profile physical tasks can also be used in the work of a student scientific circle at the departments of physics and biophysics. Research situational tasks model professional activity to a greater extent. The practice of compiling tasks by students with the help of a teacher on the topic of scientific research seems interesting.

Thus, the use of specialized tasks in different types of classes largely eliminates the problem of lack of time to solve them, increases students' interest in studying physics and biophysics, and contributes to the formation of doctor's competencies.

1. Digurova I.I., Digurov R.V. Solving professionally-oriented physical problems in a laboratory lesson // Actual problems of physics and technology in education, science and production: materials of IV All-Russia. Scientific-pract. Conf., dedicated To the 120th anniversary of Alexander Vasilievich Peryshkin, March 24–25, 2022 / ed. V. A. Stepanova, O. V. Kuznetsova. — Electron. Text data. (1 file: 8.81 MB). - Ryazan: Ryaz. State. University named after S. A. Yesenin, 2022. - S. 72-73.

2. Artyukhina, A. I. Practical training in higher medical school: textbook. settlement /BUT. I. Artyukhina, V. I. Chumakov. - Volgograd: VolgGMU Publishing House, 2017. - 232 p.

3. Krivtsova I.O., Pletnev A.V., Belchinsky V.V. Analysis of the effectiveness of the profile study of physics in a medical university in the framework of the formation of professional competencies of the future doctor // Problems of modern pedagogical education. - 2018. -S. 106-108.


Докладчик: Дигуров Р.В.
999
2022-10-26

Национальный комитет Российских биофизиков © 2022
National committee of Russian Biophysicists