VII Съезд биофизиков России
Краснодар, Россия
17-23 апреля 2023 г.
Главная
О Съезде
Организаторы
Программный комитет
Программа Съезда
Место проведения Съезда
Проживание
Оргвзносы
Основные даты
Регистрация
Публикации материалов Съезда
Молодежный конкурс
Контакты
Тезисы
English version
Партнеры Съезда
Правила оформления докладов

Программа Съезда

Секции и тезисы:

Биофизическое образование

Курс “История биологии и биофизики” как инструмент самоопределения студента-биофизика в научной деятельности

А.А. Самойлова1,2*, В.А. Кратасюк1,2

1.Сибирский федеральный университет;
2. Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»;

* samalice(at)mail.ru

В настоящее время в интересы государства входит привлечение в исследовательскую сферу талантливой молодежи, о чем говорит, например, инициация нового федерального проекта «Популяризация науки и технологий» и другие программы.

Успех в воспитании молодого ученого заключается в выстраивании цепочки школьник - студент младших курсов - студент старших курсов и/или выпускник бакалавриата - магистрант - аспирант - молодой ученый. Именно такой подход реализует кафедра биофизики Института фундаментальной биологии и биотехнологии Сибирского федерального университета.

С каждой из перечисленных категорий исследователей можно и нужно работать в определенной специфике.

В этой взаимосвязи для решения одной из задач - задачи вовлечения студентов-первокурсников в научно-исследовательскую деятельность - на кафедре биофизики Сибирского федерального университета разработаны курсы “История Биологии” и “История биологии и биофизики” соответственно для студентов направления Биология (распределение которых на специальность Биофизика происходит после 2 курса) и студентов направления Физика, специальности Биохимическая физика (набор с 1 курса).

Курс для обеих специальностей проходит в 1 семестре на 1 курсе обучения и составляет 108 з.е. Он реализован в смешанной модели обучения (blended learning) с использованием электронной информационной образовательной среды СФУ на базе LMS Moodle, что позволяет комбинировать работу в цифровой среде с классическими лекционными, а также семинарскими занятиями - дискуссиями, игровыми и творческими заданиями в очном режиме, выступлениями с докладами и т.д.

Дисциплина включает три основных блока:

• от протознания к естественной истории (от первобытного общества к эпохе Возрождения);

• от естественной истории к современной биологии (биология Нового времени до середины XIX в.);

• становление и развитие современной биологии (с середины XIX в. до начала XXI в.).

В ходе курса рассматриваются как исторические факты - великие открытия, повлиявшие на развитие биологии и биофизики, появление и преобразование научных знаний и концепций, так и философские проблемы методологии науки. На занятиях рассуждают о критериях научного познания, роли ошибок и научных заблуждений в следующих за ними исследованиях, этических аспектах в науке, науке как социальном институте.

Для лучшего усвоения курса студенту предлагается представить себя в роли великого ученого или сравнить его и свои черты характера при подготовке доклада об ученом.

В третьем модуле в рамках курса студенты знакомятся с деятельностью современных научных деятелей. Это могут быть лектории, встречи, семинары по актуальным тематикам, научные и научно-популярные мероприятия. Такой подход позволяет обучающимся встретиться с передовыми разработками и открытиями современности, узнать истории успеха современников. Отдельно на практике с каждым студентом прорабатывается научный метод, проектная деятельность, грантовые заявки, анализ научной статьи, принципы представления научной работы - доклады и презентации.

В конце семестра студентам предлагается пройти опрос, целью которого является оценка адаптации студента в институте и готовности заниматься научной деятельностью.

Был опрошен 181 студент с 2021 по 2023 учебные года. Ответы на вопрос “Возникло ли у Вас желание стать ученым?” распределились следующим образом:

да - 128 (71%)

нет - 53 (23%)

Нужно отметить, что часть студентов и ранее изъявляли желание быть ученым, но часто в процессе обучения укреплялись в своем выборе.

Таким образом, предложены новые принципы и методологические подходы привлечения молодежи к занятиям научными исследованиями в биофизике, механизмы переноса биофизических знаний в образовательный процесс. Предложенные подходы реализованы в рамках курсов “История биологии” и “История биологии и биофизики” для решения проблем самоопределения молодого поколения в области биофизики.

The course "History of Biology and Biophysics" as a tool for self-determination of a biophysicist student in scientific activity

A.A. Samoylova1,2*, V.A. Kratasyuk1,2

1.Siberian Federal University;
2. Federal Research Center "Krasnoyarsk Science Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences";

* samalice(at)mail.ru

Currently, it is in the interests of the state to attract talented young people to the research field, as evidenced, for example, by the initiation of a new federal project "Popularization of science and technology" and other programs.

Success in educating a young scientist consists in building a chain of a schoolboy - a junior student - a senior student and/or a graduate of a bachelor's degree - a master's student - a postgraduate student - a young scientist. This approach is implemented by the Department of Biophysics of the Institute of Fundamental Biology and Biotechnology of the Siberian Federal University.

It is possible and necessary to work with each of the listed categories of researchers in a certain specificity.

In this connection, in order to solve one of the tasks - the task of involving first-year students in research activities - the Department of Biophysics of the Siberian Federal University has developed courses “History of Biology” and “History of Biology and Biophysics”. The first one studied by students of Biology (whose distribution to the specialty of Biophysics occurs after the 2nd year) and students of Physics, specialty Biochemical physics (set from the 1st year).



The course for both specialties takes place in 1st semester in the 1st year of study and amounts to 108 credits. It is implemented in a blended learning model using the SFU electronic information educational environment based on LMS Moodle, which allows you to combine work in a digital environment with classical lectures, as well as seminar classes, such as discussions, game and creative tasks in full-time mode, presentations, etc.

The discipline includes three main blocks:

• from proto-knowledge to natural history (from primitive society to the Renaissance);

• from natural history to modern biology (biology of Modern times to the middle of the XIX century);

• establishment and development of modern biology (from the middle of the XIX century to the beginning of the XXI century).



The course examines as historical facts - great discoveries that influenced the development of biology and biophysics, also the emergence and transformation of scientific knowledge and concepts, and philosophical problems of the methodology of science. In the classroom, one talk about the criteria of scientific knowledge, the role of errors and scientific misconceptions in subsequent research, ethical aspects in science, science as a social institution and many other.

For a better assimilation of the course, the student is invited to present himself as a great scientist or compare him and his character traits when preparing a report on a scientist.

In the third module of the course, students get acquainted with the activities of modern scientists. These can be lectures, meetings, seminars on topics, scientific and popular science events. This approach allows students to meet with advanced developments and discoveries of our time, to learn the success stories of contemporaries. Separately, in practice, the scientific method, project activities, grant applications, analysis of scientific articles, principles of presentation of scientific work - reports and presentations are worked out with each student.



At the end of the semester, students are invited to take a survey, the purpose of which is to assess the student's adaptation to the institute and readiness to engage in scientific activity.

181 students were interviewed from 2021 to 2023 academic years. Answers to the question “Do you have a desire to become a scientist?” they were distributed as follows:

yes - 128 (71%)

no - 53 (23%)

It should be noted that some students have previously expressed a desire to be a scientist, but often in the process of learning they strengthened their choice.

Thus, new principles and methodological approaches for attracting young people to engage in scientific research in biophysics, mechanisms for transferring biophysical knowledge into the educational process are proposed. The proposed approaches are implemented in the framework of the courses “History of Biology” and “History of Biology and Biophysics” to solve the problems of self-determination of the younger generation in the field of biophysics.



Докладчик: Самойлова А.А.
193
2023-02-15

Национальный комитет Российских биофизиков © 2022
National committee of Russian Biophysicists