VII Съезд биофизиков России
Краснодар, Россия
17-23 апреля 2023 г.
Главная
О Съезде
Организаторы
Программный комитет
Программа Съезда
Место проведения Съезда
Проживание
Оргвзносы
Основные даты
Регистрация
Публикации материалов Съезда
Молодежный конкурс
Контакты
Тезисы
English version
Партнеры Съезда
Правила оформления докладов

Программа Съезда

Секции и тезисы:

Биофизическое образование

Проблемы преподавания медицинской техники как составной части дисциплины «Медицинская и биологическая физика» и пути их решения

Т.В. Мачнева1*, И.И. Дигурова1

1.Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова;

* machneva_tv(at)mail.ru

Современная медицинская техника используется для диагностики, лечения, реабилитации и профилактики. В соответствии с федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [1] пациентам может быть оказана высокотехнологичная, медицинская помощь, включающая, в том числе, помощь с помощью роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии. Таким образом, в повседневной практике врачи должны использовать сложное и, часто, дорогостоящее оборудование.

В РНИМУ им. Н.И. Пирогова согласно ФГОС 3++ профессиональной подготовки врачей, например, по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» [2], в математический и естественнонаучный цикл входят дисциплины «Физика, математика», «Медицинская и биологическая физика» с общей трудоемкостью 3 зачетных единицы (108 академических часов) каждая. Такой объем не является достаточным для получения теоретических знаний, приобретения необходимых навыков и умений, а, следовательно, овладения профессиональными компетенциями в сфере использования высокотехнологичного оборудования. Другой проблемой является слабые базовые знания студентов по физике. В связи с вышесказанным введение новой дисциплины «Медицинская техника» («Медицинская аппаратура») могло бы способствовать инженерной подготовке будущих врачей с учетом современного развития технологий создания и эксплуатации медицинского оборудования.

Практические занятия по дисциплине «Медицинская техника» («Медицинская аппаратура») должны включать обязательное решение задач по физике и биофизике, объединяющих фундаментальные и специальные знания, а также лабораторный практикум с использованием современных медицинских приборов и аппаратов [3]. В настоящее время интеграция дистанционного и традиционного аудиторного обучения позволяет применять новые формы работы. Важным представляется также взаимодействие с преподавателями клинических кафедр.

Серьезным вопросом является также уровень знаний преподавателей кафедр физики и математики, медицинской и биологической физики, касающийся создания и применения современной медицинской аппаратуры. В РНИМУ им. Н.И. Пирогова проходят циклы повышения квалификации преподавателей медицинских университетов «Методика преподавания физики и математики в медицинских вузах». Включение занятий по устройству и эксплуатации сложного медицинского оборудования является актуальным вопросом. Также своевременным следует признать планируемое открытие на кафедре физики и математики с 2024 года магистратуры по медицинскому приборостроению.

Предлагаемые пути решения проблем преподавания медицинской техники будут способствовать более полному овладению будущими врачами знаниями, позволяющими работать с современной медико-технической аппаратурой.



1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

2. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. N 988 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело" (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями N 1456 от 26.11.2020.

3. Антоненко Г.В., Карасенко Н.В. Опыт преподавания дисциплины «Медицинская аппаратура» в РостГМУ// Инженерный вестник Дона, №4, ч.2 (2014) ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2014/2634

Problems of teaching medical technology as a component of the discipline "Medical and biological physics" and ways to solve them

T.V. Machneva1*, I.I. Digurova1

1.Pirogov Russian National Research Medical University;

* machneva_tv(at)mail.ru

Modern medical technology is used for diagnosis, treatment, rehabilitation and prevention. In accordance with the federal law of November 21, 2011 N 323FZ "On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation" [1], patients can be provided with high-tech medical care, including, among other things, assistance using robotic equipment, information technology and genetic engineering methods. Thus, physicians must use sophisticated and often expensive equipment in their daily practice.

In the Pirogov Russian National Research Medical University according to the Federal State Educational Standard 3++ for the professional training of doctors, for example, in the specialty 31.05.01 "General Medicine" [2], the mathematical and natural science cycle includes the disciplines "Physics, Mathematics", "Medical and Biological Physics" with a total labor intensity of 3 credits (108 academic hours) each. Such a volume is not sufficient for obtaining theoretical knowledge, acquiring the necessary skills and abilities, and, consequently, mastering professional competencies in the use of high-tech equipment. Another problem is the weak basic knowledge of students in physics. In connection with the above, the introduction of a new discipline "Medical equipment"could contribute to the engineering training of future doctors, taking into account the modern development of technologies for the creation and operation of medical equipment.

Practical classes in the discipline "Medical equipment" should include the mandatory solution of problems in physics and biophysics, combining fundamental and special knowledge, as well as a laboratory workshop using modern medical devices and devices [3]. At present, the integration of distance and traditional classroom learning allows the use of new forms of work. Interaction with teachers of clinical departments is also important.

A serious issue is also the level of knowledge of teachers of the departments of physics and mathematics, medical and biological physics regarding the creation and use of modern medical equipment. The inclusion of classes on the design and operation of complex medical equipment is a topical issue.

The proposed ways of solving the problems of teaching medical equipment will contribute to a more complete mastery of future doctors with the knowledge that allows them to work with modern medical and technical equipment.


Докладчик: Мачнева Т.В.
448
2023-02-07

Национальный комитет Российских биофизиков © 2022
National committee of Russian Biophysicists